Один из лучших пейзажных парков мира
продолжение

Самый интригующий элемент архитектуры дворца подземный ход непосредственно связан с парком. Его длина составляет 120-метров. Попасть в подземный ход можно, спустившись по каменным лестницам в подвальный этаж центрального корпуса дворца. Тоннель проходит на небольшой глубине под лугом между дворцом и Серебряным озером. В подземном ходе всегда сыро, холодно и жутко. На стенах тускло горят фонари, а дневной свет слабо пробивается через круглые окна-колодцы. Звуки шагов по каменным плитам гулко раздаются под арочными сводами тоннеля. Таинственная атмосфера подземного хода породила немало рассказов о дворцовых заговорах и существовании гатчинских привидений. Экскурсия в Подземный ход вызывает особый интерес у посетителей музея.

Подземный ход Гатчинского дворца
Подземный ход
Подземный ход. Окна-колодцы
Подземный ход. Окна-колодцы

Однако назначение подземного хода, который был устроен еще во времена первого владельца, было не пугать, а развлекать гостей дворца-замка.

Выход из мрачного тоннеля заканчивается экзотической пещерой, украшенной глыбами туфа и металлической решеткой. Пещера названа «гротом Эхо». В ней обыгран акустический эффект: громко произнесенные слова неожиданно повторяются в тоннеле, иллюстрируя древнегреческие мифы о несчастной лесной нимфе Эхо и ее самовлюбленном избраннике - красавце Нарциссе. В XVIII веке в пейзажных парках любили устраивать подобные пещеры, «где нам ответит эхо, где свежесть влажная, и тень, и тишина, за нею – синяя гладь озера видна». Раньше выйдя из грота «Эхо» можно было совершить водную прогулку по Серебряному озеру, затем через тоннель под Длинным островом по Белому.

Грот Эхо
Грот Эхо
Гатчинский парк. Серебряное озеро
Серебряное озеро

Очаровательное озеро, названное когда-то «серебряным» из-за хрустальной чистоты воды, прячется среди живописных холмов у подножия дворца. Самой природой оно как будто было предназначено для купания и беззаботных игр прекрасных нимф и наяд.

Позже на берегу этого чудесного озера любил отдыхать с удочкой под пение гатчинских соловьев другой владелец дворца - император Александр III. Для него на озере в 1881 году талантливый конструктор-изобретатель С.К. Джевецкий продемонстрировал возможности нового «подводного минного аппарата», второй модели подводной лодки. Об этом событии сохранилось красивое предание. После погружения изобретатель преподнес букет белых линий супруге Александра III Марии Федоровне со словами: «От морского царя русской императрице». В результате удачных испытаний аппарата был издан «высочайший указ» на изготовление 50 лодок, «столь необходимых» русскому военно-морскому флоту.

Гатчинский парк. Восьмигранный колодец
Восьмигранный колодец
Гатчинский парк. Восьмигранный колодец
Восьмигранный колодец

Недалеко от берега Серебряного озера и грота Эхо лежит погруженная в землю большая гранитная чаша Восьмигранного колодца. Края чаши изогнуты, как лепестки сказочного каменного цветка. В прежние века чаша до самого верха наполнялась ключевой водой родников, а затем по подземной трубе поступала в Карпин пруд. К сожалению, в наше время из-за безжалостной эксплуатации служб городского «Водоканала» Восьмигранный колодец пуст и значительно обмелело Серебряное озеро. Один из самых поэтичных районов парка находится за ограждением в «запретной зоне» и недоступен для посещения.

Из числа ранних сооружений парка, которые сохранились до наших дней, считаются Чесменский обелиск и колонна Орла. Они были построены также под руководством архитектора А. Ринальди.

Чесменский обелиск относится к типу мемориальных памятников. Он установлен в честь блестящей победы русского флота над турецким в Средиземном море в бухте Чесма в 1770 году. Обелиск был сооружен в орловском парке неслучайно, т.к. главнокомандующим русскими эскадрами был назначен брат владельца Гатчины Алексей Орлов. Кроме многих наград он получил от Екатерины II почетную приставку к своей фамилии – Орлов-Чесменский.

Чесменский обелиск стоит на небольшом полуострове, выступающем в Белое озеро. Сложенный из мрамора розовых и серо-голубых оттенков, он рельефно выделяется на фоне неба и окружающего пейзажа. Это один из самых красивых и романтичных уголков в пейзажной части Дворцового парка.

В сторону памятного обелиска обращены окна Золотой или Чесменской галереи дворца. Во времена императора Павла I этот зал, благодаря великолепному интерьеру, часто использовался для самой торжественной церемонии двора - тронной. До Великой Отечественной войны стены галереи были украшены большими картинами с изображением эпизодов Чесменского сражения немецкого художника Я. Гакерта.

Гатчинский парк. Колонна орла
Колонна орла
Гатчинский дворец. Чесменская галерея. Акварель Э. Гау
Гатчинский дворец. Чесменская галерея
Гатчинский парк. Чесменский обелиск
Чесменский обелиск

Колонна Орла расположена, как и Чесменский обелиск, в левобережной части Дворцового парка. Стройная колонна из белого мрамора возвышается посреди поляны, открытой в сторону озера.

Колонна Орла имела символический смысл. Изображение орла было включено в семейный герб Орловых.

Колонну венчает скульптура орла. Голова мраморной птицы гордо повернута, суровый взгляд устремлен вдаль. Крылья орла слегка раскрыты, показывая, что он готов взлететь в любой момент, защищая свои права. Однако истории известно, что несмотря на высокое положение и нежные чувства Екатерины II через 10 лет Григорию Орлову пришлось уступить свое место следующему фавориту императрицы.

Колонна Орла, значительно поврежденная во время Великой Отечественной войны, была реставрирована в 1971 году. Тогда же производились восстановительные работы в павильоне Орла, который сюжетно и композиционно связан с колонной.

Воссоздание скульптуры орла
Воссоздание скульптуры орла. 1970
Гатчинский парк. Павильон Орла
Павильон Орла. Фото до 1917 г.

Павильон Орла был построен позже колонны Орла, уже при императоре Павле I по проекту придворного архитектора Винченце Бренны. Круглое в плане сооружение с полуциркульной колоннадой из сдвоенных мраморных колонн того же тосканского ордера, что и колонна Орла, перекрыто полукуполом. Колоннаду украшала тоже скульптура орла, но уже в царской короне, со щитом в лапах и вензелем Павла I. В настоящее время, скульптурное изображение орла, воссозданное из пудосткого камня, временно находится в фондах дворца-музея.

Павильон Орла находится на Длинном острове. Хотя оба сооружения разделены водной гладью Белого озера, их объединяет единая композиционная линия в виде прямой просеки из темно-зеленых елей, идущая от поляны до озера. Через эту просеку с Длинного острова видна беломраморная колонна, а со стороны колонны – изящный храм-ротонда.

В орловский Гатчине каменных сооружений насчитывалось небольшое количество, основная часть была деревянной и не сохранилась до наших дней. В то время в пейзажных парках распространилась мода на постройки пасторального характера: в виде крестьянских изб, крытых соломой, одиноких хижин, всевозможных хозяйственных ферм, оранжерей и даже маленьких деревушек. В них богатые владельцы дворцов и парков представляли себя в роли «простых сельских жителей».

Вид на Белое озеро, Чесменский обелиск и камень-постамент
Вид на Чесменский обелиск и камень-постамент
Гатчинский парк. Вид с Сигнальной башни дворца
Вид на парк с Сигнальной башни дворца

«Гатчинский помещик», как называла Григория Орлова Екатерина II, любил устраивать обеды среди подобных «архитектурных обманок»: «Пред некоторым сельским строением, по сторонам представлялись две хлебные и одна сенная скирды, которые по приближении высочайшей посетительницы вдруг раздвинулись, и внутри каждая представила приятную полевую залу. Сии залы были убраны столами, из снопов сделанными лавками и по стенам фестонами. Позади же оных видны были в перспективном расположении сельские жилища и мост, проведенный с одной горы на другую, по которому пастухи гнали стадо». В парке гостей графа сюрпризы ожидали не только на земле, но и на воде. До сих пор в районе Чесменского обелиска, достаточно далеко от берега находятся два больших камня, немного выступающие из воды. Прежде на них стояли «медные» статуи, подаренные Г. Орлову одним из богатейших владельцев уральских рудников и заводов Демидовым. Статуи были покрашены в белый цвет «под мрамор». Гуляющим по берегу казалось, что статуи поднялись прямо со дна озера. Место нахождения статуй было отмечено в «юрнале» береговой описи в 1783 году: «В оном берегу стоящие на воде статуи, которые на озере стоят на камне». Эта опись гатчинских озер была сделана в тот же год, когда Екатерина II подарила Гатчину вел. князю Павлу Петровичу по случаю рождения первой внучки Александры
В.В. Федорова
Фото Г. Пунтусовой


Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»